Ваххабизм в исламе — основы, история, принципы в рамках современного мирового политического контекста

Категория: Важные вопросы | 14 февраля 2024, 12:07

Ваххабизм – это консервативное течение в исламе, которое имеет свои особенности и принципы. Оно возникло в XVIII веке на территории современной Саудовской Аравии и глубоко коренилось в местной исламской традиции.

Ваххабизм основан на учениях и принципах исторического суннитского ислама. Придерживаясь консервативных и дословных исламских принципов, ваххабиты стремятся вернуться к истокам религии и проповедуют строгий моральный кодекс и буквальное толкование Корана и сунны (примеров жизни Пророка Мухаммада).

Ваххабизм относится к одной из самых консервативных форм ислама и часто связывается с радикальными течениями, такими как салафизм и исламский фундаментализм. Ваххабиты идеологически борются за чистоту исламского вероучения, отрицая при этом суфийскую сторону ислама и приемы религиозной практики, которые их мнение отклоняют от прямолинейного пути.

Основы ваххабизма в исламе

Ваххабизм стремится к восстановлению традиционных исламских правил и норм. Он пропагандирует строгую мораль, отвергает инновации в религии и учению, исключает толерантность и компромисс. Ваххабизм считает, что ислам должен быть практикован так, как это было при первых мусульманах.

Основные принципы ваххабизма в исламе включают в себя:

  • Единобожие: Ваххабизм утверждает, что нет другого божества, кроме Аллаха. Он противопоставляется практикам поклонения культовым предметам и требует полной приверженности только Аллаху.

  • Ширки: Ваххабизм отрицает практику поклонения и доверия святым и пророкам, считая их поклонников полифеистами. Он отвергает молитвы, обращенные к могущественным источникам помощи, за их неправедные действия.

  • Джихад: Ваххабизм подчеркивает значимость священной войны в исламе. Он считает, что мусульмане должны защищать свою религию и преобразовывать другие страны посредством силы, если необходимо.

  • Ходжж: Ваххабизм считает, что мусульмане должны совершать паломничество в Мекку и Медину и выполнять все обряды, связанные с этим.

  • Исламизация общества: Ваххабизм стремится к созданию общества, в котором правят исламские законы и нравы. Он отвергает западные ценности и культуру, настаивая на том, что исламское законодательство позволяет регулировать все сферы жизни.

Основы ваххабизма в исламе являются основополагающими для его последователей. Они считают, что только строгая и последовательная практика этих принципов приведет их к духовному благополучию и истинному соблюдению учения ислама.

Религиозные убеждения

Ваххабы стремятся следовать оригинальным исламским принципам и строить свою жизнь на базе исламского закона шариата. Они практикуют строгую мораль и этику, подчеркивая важность чистоты сердца и имеют четкую иерархию между религиозными и политическими лидерами.

Ваххабизм считает священными местами и материалами культовые предметы и гробницы известных представителей ислама, и поэтому уверенно пропагандирует нарушение священной традиции, провозглашая лишь единого Бога.

Ваххабизм противопоставляет себя суфизму — ортодоксальному направлению ислама, которое уделяет больше внимания мистике, медитации и опыту близости к Богу. За ваххабизмом стоят строгие правила к самораскрытию и доверию верующего только самим священникам, признанным исламом своими учителями.

Центральным религиозным убеждением ваххабов является таухид — единство Бога, что подразумевает, что Бог является единственным источником власти и руководства. Они придерживаются монотеизма и яростно оспаривают все формы поклонения, связанные с поли- или атеизмом.

Авторитеты и руководство

Ваххабизм в исламе опирается на авторитеты руководства исламского сообщества, которые играют важную роль в формировании и распространении этого учения. Ваххабитские авторитеты придерживаются строгого интерпретации Корана и сунны и считают себя покровителями истинно праведного пути ислама.

Один из главных авторитетов ваххабизма в исламе – Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. Он основал эту религиозную школу в XVIII веке и стал ее главным руководителем. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб учил принципам ислама, стремился к его поистине чистому искусству и пропагандировал находящиеся в основе ваххабизма принципы.

Ваххабиты также придают большое значение моллам и муджахедам. Моллы – религиозные вожди, обладающие знанием и практикой ислама, осуществляющие руководство мусульманским сообществом. Муджахеды – воины ислама, которые становятся авторитетами и руководствуются доктриной ваххабизма в своей борьбе за чистоту ислама и уничтожение «неверных» и извращенных исламских верований.

Авторитеты ваххабитов также включают религиозных лидеров и ходжов, которые являются святыми для последователей этого учения. Они обладают знанием и опытом в области ислама и отвечают за нравственность и правильное исполнение религиозных обрядов.

Руководство ваххабизма в исламе осуществляется через учреждения, предназначенные для обучения и распространения учений этого учения. Эти учреждения включают мечети, мадрасы и духовные центры, где проводятся молитвы, обучение и дискуссии.

Авторитеты Руководство
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб Моллы
Муджахеды Религиозные лидеры и ходжи

В целом, авторитеты и руководство ваххабизма играют важную роль в поддержании и распространении этого исламского учения. Они являются источниками знаний и руководителями, которые помогают последователям ваххабизма исполнять религиозные обязанности и следовать его принципам.

История ваххабизма в исламе

Ваххабизм в исламе имеет свою историю, которая началась в XVIII веке в Саудовской Аравии. Основателем ваххабизма считается Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб.

Ваххабизм возник в период, когда Османская империя находилась на грани развала. Ибн Абд аль-Ваххаб проповедовал консервативный и дословный подход к исламу, основанный на строгом соблюдении Корана и Сунны. Он считал, что истинное понимание ислама и его практика были утрачены в мусульманском мире, и его целью было восстановление первоначального ислама.

Идеи и принципы ваххабизма быстро получили поддержку в регионе Неджд, где Мухаммад ибн Сауд, военный лидер, стал союзником Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Вместе они начали процесс создания державы, объединяющей политическую и религиозную власть. Так возникла Саудовская Аравия.

Однако ваххабизм был неоднозначен и вызывал сопротивление от других мусульманских групп. Он был осужден такими исламскими авторитетами, как эмират Дейла и Исламское государство Мадины, а также османской империей. В результате ибн Сауд и ибн аль-Ваххаб были изгнаны из своих родных земель.

Однако, в начале XX века, Абд аль-Азиз ибн Сауд, потомок ибн Сауда, восстановил власть Семейства Сауда в Неджде и начал процесс распространения ваххабизма. Благодаря сочетанию политической мудрости и религиозного преданности, Абд аль-Азиз ибн Сауд успешно объединил различные племена Аравии и создал Королевство Саудовская Аравия.

Ваххабизм продолжает играть важную роль в современном мире и оказывает влияние на религиозную и политическую сферы не только в Саудовской Аравии, но и за ее пределами. Ваххабисты стремятся к практике чистого ислама, отвергая все несовершенства и отступления от дословного толкования Корана и Сунны.

Таким образом, история ваххабизма в исламе связана с борьбой за восстановление и поддержание истинного исламского учения, а его последователи стоят на позиции утверждения ислама, основанного на дословном соблюдении священных текстов.

Возникновение и распространение

Идеология ваххабизма находит свое начало в XVIII веке на территории Саудовской Аравии. Ее основатель, Мухаммад ибн Абд аль-Вахаб, разработал концепцию, основанную на строгом толковании Корана и сунны Пророка Мухаммада.

Под влиянием идеи Мухаммада ибн Абд аль-Вахаба ваххабизм начал активно распространяться, в первую очередь, в Саудовской Аравии. Тем не менее, его влияние распространилось и на другие регионы, особенно на Ближний Восток и Северную Африку.

Распространение ваххабизма было способствовано не только усилиями проповедников, но и благодаря поддержке Саудовской Аравии, которая стала центром ваххабитского движения и с середины XX века считается его главным покровителем.

Особенно широкое распространение ваххабизм получил после нефтяной революции в Саудовской Аравии. Это связано с тем, что усиление экономической мощи государства позволило финансировать строительство мечетей, мадрас и центров пропаганды ваххабизма как внутри страны, так и за ее пределами.

Сегодня ваххабизм является основной религиозной идеологией в Саудовской Аравии, а также имеет своих последователей в других странах и регионах мира, где присутствуют мусульманская община и исламская культура.

Роль в современном мире

Одна из главных особенностей ваххабизма в современном мире — его консерватизм и строгое соблюдение традиций. Ваххабистские общины придерживаются консервативных моральных норм и укрепляют свои традиционные ценности. Это относится как к сфере личной жизни, так и к политике и обществу в целом.

Ваххабизм также играет важную роль в секторе благотворительности и распространении ислама. Многие благотворительные организации, связанные с ваххабизмом, финансируют строительство мечетей, медресе и других религиозных учреждений по всему миру. Они также осуществляют помощь нуждающимся и проводят просветительскую работу, распространяя исламские учения.

Однако ваххабизм также вызывает полемику и критику. Многие его приверженцы обвиняются в экстремизме и терроризме. Ряд террористических организаций, таких как ИГИЛ и Аль-Каида, аргументируют свои действия идеологией ваххабизма. Однако следует отметить, что большинство мусульман, исповедующих ваххабизм, отвергают насилие и экстремистские взгляды.

Ваххабизм также вызывает оппозицию со стороны других течений ислама, которые считают его слишком радикальным и искаженным исламом. Некоторые критики утверждают, что ваххабизм преследует цели политического характера и служит средством контроля над мусульманским сообществом.

Преимущества ваххабизма в современном мире: Недостатки ваххабизма в современном мире:
Сохранение традиционных ценностей и норм Критика за экстремизм и терроризм
Активная благотворительность и распространение ислама Оппозиция со стороны других течений ислама

В итоге, роль ваххабизма в современном мире достаточно сложная и многогранная. Он оказывает значительное влияние на религиозные и политические процессы, вызывая и позитивные, и негативные реакции со стороны широкой общественности.

Принципы ваххабизма в исламе

Ваххабизм в исламе основан на нескольких принципах, которые отличают его от других направлений в исламе.

Во-первых, основной принцип ваххабизма в исламе — строгое придерживание Корана и сунны Пророка Мухаммада. Ваххабиты считают, что только прямое следование этим источникам является истинным исламом, пренебрегая любыми традициями и мнениями, которые могут возникнуть позднее.

Во-вторых, ваххабиты придерживаются идеи таухида, единобожия, согласно которой Бог является единым и единственным в своем существовании и власти. Они стремятся к истинному пониманию и практической реализации этой идеи в своей жизни.

В-третьих, ваххабиты отрицают культу и молитву к святым, могилам и другим объектам, которые они считают некорректными и противоречащими принципам ислама. Они считают, что только Богу должно быть поклонение и истинное поклонение к истинному Богу должно осуществляться.

В-четвертых, ваххабиты стремятся к булавия, борьбе с идолопоклонством и любым иному типу неуважения к Богу. Они борются с иноверцами и отступниками от ислама и предлагают строгое исполнение Корана и сунны посредством пропаганды и образования. Их цель — возвысить ислам в мире и избежать вмешательства западных, неверных идей и влияния.

В-пятых, ваххабиты отрицают шиах и суфизм, которые, по их мнению, являются отклонениями от исполнения истинного ислама. Они считают, что эти направления слишком сильно отличаются от прямого следования Корану и сунне и противоречат учениям Пророка Мухаммада и его сподвижников.

Таким образом, принципы ваххабизма в исламе связаны с идеей прямого следования Корану и сунне, единобожию, отрицанием культа, посвященности борьбе с идолопоклонством и отвержением шиитов и суфизма. Ваххабиты стремятся сохранить и продвигать истинные принципы ислама в мире и революционно изменить общественные условия в соответствии с этими принципами.